Вход на сайт

Опрос

Что прельщает вас как читателя?

Сейчас на сайте

Пользователей онлайн: 0.

 

"Пэшка", "восьмёрка", труп...

— Женщина в полном расцвете сил "в период полураспада ещё не вошла", жестоко угнетаемая обстоятельствами (нищета, дефицит здоровья и счастья), на первый взгляд  — типичная Золушка. Она карабкается через тернии к звёздам.  В пути на каждом шагу подстерегает какое-нибудь сказочное свинство (роль главного злодея отводится маленькой таксе).  То, что такса по замыслу автора есть не что иное как  Доктор Зло или Доктор Чудо, странно уже само по себе.  Но автор не унимается и намекает на всём протяжении повествования: "Это чудо - ещё не чудо! Чудо будет впереди...". И в самом деле, с героиней происходят разные необыкновенные вещи. Не сразу. Поначалу дело обстоит как раз наоборот: жизнь Лионеллы Зиминой протекает буднично и уныло. Всё меняется с появлением таксы. Правда, не в лучшую сторону... Произведение привлекает динамичностью (во второй половине) и подробным описанием проблем среднестатистической российской жензщины — в первой.
Это не сказка. Действие происходит в реальном времени (начало 21-го века), в провинциальном глолде, окопавшемся на подступах к столице. Героиня отчаянно пвтается воспитать свою собаку — тогда хоть что-то в её жизни будет правильно! Судя по массе конкретных рекомендаций для содержащих охотничью таксу в городской квартире, это — жёсткий нон-фикшн. Жёсткий — из-за того, что  дрессировщица применяет весьма суровые методы воздействия на нерадивое животное.
Стиль произведения я бы назвала простецким, периодически автор грешит просторечием. В то же время он довольно элегантен, местами — оригинален и постоянно скатывается на былинную риторику, что наводит на мысли о сказочке для взрослых. 

"...Однажды в июльский жаркий день, в погожее субботнее утро трамвай №3 отвез не очень молодую и далеко не весёлую вдову за город – и очутилась она на лесной поляне, расцвеченной красными флажками.".
Как бы сказка, да не сказка, нон-фикшн, да не он! Чего-то в этом супе не хватает для возможности точно определить жанр. И определённо не соли! Её как раз более чем достаточно из-за моря проливаемых героинею слёз. Лионелла ведёт себя как взбесившийся паровоз: стремительно мчится вперёд, громогласно рыдая на ходу. Тормоза у паровоза отказали, он летит на всех порах к неотвратимому финалу. Зацикленная на прошлом, главная героиня с отвращением отвергает настоящее и почти не надеется на будущее.
К вопросу об эклектике жанров. Лионеллу на почве стресса посещают видения — это мистика. По ходу движения паровоза попадается любовь (да не единожды!), и — это  уже любовный роман.  В середине закручивается, резко обрываясь, криминадбный сюжет, а это — детектив. Который с натяжкой можно назвать ироническим.
Неоднородность художественного полотна, скорее всего, обхясняется просто: автор хотел поделиться кинологическими знаниями, но понял: мало кого заинтересуют воспоминания о собаке. Читать мемуары про никому неизвестного Пирата врядли станут. И для того, чтобы всё-таки стали, автор накоутил экзотики по максимуму. Чего тут только нет! Мини-новеллы на отвлечённые темы с обзорной экскурсией по свалке, настоящие охотничьи байки, взгляд на работу телевидения изнутри. Преобладает кинология. Книгу можно классифицировать как скрытую рекламу. "Страсти плюс..." - — завуалированная пропаганда породы. Хотя некоторые наверняка назовут это антирекламой! И, вероятно, будут правы. Примет читатель или нет произведение близко к сердцу — Богу весть!
Меня, например, глубоко тронула судьба Лионеллы, этой не совсем простой русской бабы, потрёпанной неустроенным бытом. Сумятица в её голове не мешает стремиться ей к большой и светлой любви. Она постоянно сбивается с курса. Попалает в серьёзные аварии, но после очередного капремонта упорно гнёт свою линию — катится прямиком навстречу счастью.
Любовь к сыну, любовь к собственной собаке и любовь к мужчине своей мечты — эти  чувства в жизни героини равны по значению. Она не находит существенной разницы между ребёнком, мужиком и собакой и пытается любить всех одинаково горячо. Во всех трёх случаях у неё почти ничего не получается. Разве что с ребёнком благодаря материнскому инстинкту всё-таки немного получше дело обстоит.Весь этот собаководческий роман по сути — изображение неравной борьбы равнозначных ценностей Лионеллы.
Кинологические приключения как бы затмевают остальные.  Но на самом деле  не в свои веснушки Лионелла прячет голову как страус в песок, а в доморощенную кинологию. Спрятаться  не удаётся, потому что она уже не маленькая девочка, и надо бы менять приоритеты. Но она не хочет. Или не может.
И тогда собака непостижимым образом наставляет её на путь истинный. Такса по кличке Пират кардинально меняет жизнь. Хорошо это или плохо — порой невозможно понять.  Сначала Лина узнаёт, что такое "пэшка" и  "восьмёрка", затем — вторгается на территорию чужого уголовного преступления. И понеслось!
От кинологического романа Аиды Чеглок остаются двойственные чувства. Важно, однако, не то, что чувства — двойственные. Главное, они остаются! Вместе с неразоешимыми вопросами, ответы на которые, пожалуй, не дано найти никому.
Стремилась героиня к счастью, стремилась, и уже добилась чего-то...
Но счастье ли это? Пусть читатель решает сам.

Людмила Брель, филолог.

(ИГУ)

 

Оценка: 
Ваша оценка: Нет Average: 8.5 (2 votes)