Вход на сайт

Опрос

Что прельщает вас как читателя?

Сейчас на сайте

Пользователей онлайн: 0.

 

Ни грана фальши

— Цепь детективных событий носит реалистичный зарактер. Всё выглядит как в жизни. кроме, пожалуй, трупа на балконе. В это всё-таки верится с трудом, хотя порой случается и то, что просто невозможно было себе представить заранее. Прежде всего реалистичность произведения хотелось бы отметить.
Рецензент из меня, быть может, не ахти — по образованию я всего лишь инженер-технолог. Однако инженер-механик Задорнов ухитрился как-то при своём техническом образовании стать известным писателем. Думается, и я имею законное право высказаить мнение по поводу рукописи.
Аида Чеглок делает зарисовки о природе как бы между прочим, вынужденная обозначать местонахождение героини. Но делает это она легко и изящно (как будто ни о какой обязаловке нет и речи!). Во время чтения буквально ощущаешь запах талого снега, чувствуешь дождевые капли на лице. Это впечаиляет.
В характере   самой героини тоже ярко отражена действитсть. Никакой стабильности нет и в помине! То взлёт, то посадка, то снег, то дожди... На смену нескольким радостным моментам в жизни Лионеллы Зиминой (успехи собаки, знакомство с коллективом таксятников, который принял её в свои ряды, любовь и — кажется, вот оно, счастье!) приходят неудачи. Череда осложнений, каждое из которых цепляется одно за другое. Все вместе они превращаются в один огромный ком, жертвой которого и становится Лионелла. Только-только всё как будто наладилось  — и вот уже рушится в один миг! Светлых, радостных моментов меньше, чем грустных. Всё, как в жизни.
Внутренний мир героини противопоставлен всей жестокости реального мира.  Благодаря своей детской наивности (а, может, и вопреки ей!) Лионелла не только борется, но, кажется, и побеждает... Победа, правда, под большим вопросом. В финале ясно одно: Лионелла снова готова к борьбе. Это и есть жизнь.
Реализм состоит и в развенчивании мифа об идеальной собаке. Из литературы нам известны канонизированные образы четвероногих друзей. Белый Бим Чёрное Ухо , например, всё время приходил на то место, где расстался с хозяином, ждал его. Но такие собаки одна на миллион. А в массе своей они другие. Не плохие, не хорошие — другие! Живущие по своим внутренним инстинктам.
Инстинкт этот (у человека он называется интуицией) сильно развит у детей. Их не обманешь, они тонко чувствуют фальшь, инстинктивно тянутся к хорошим людям, сторонятся плохих. Лионелла Зимина, в сущности, и есть ребёнок. Поэтому вокруг неё много детей (сын Никита, племянница Маша, Тукай Акинчев). Чистые душой тянутся к таким же. Лионелла по-детски наивна, ей присущи искренность и простодушие..
В принципе, эти черты присущи и животным. Поэтому все эти герои и варятся в одном котле. Курт Воннегут называл это карасом. Так теперь с его лёгкой руки именуется неформальное сообщество людей, характеризуемое признаками личного знакомства, близкого социального положения, сходного душевного настроя.
Собаки — тоже часть караса. Хотя очеловечивать их (приписывать животным людские  качнства, прежде всего  — чувства) неправильно. Но каждый, кто хоть раз, имел собаку в доме, всегда делал это. И, думается, имел на то основания. Какой-никакой, у животных есть интеллект. Соответственно, они тоже могут думать. И мысли у них бывают разные, часто — вполне себе человеческие. Наш ризеншнауцер, например, тоже убегал из дома и никак не мог найти дорогу обратно, хотя муж в нём души не чаял, разве что не молился на собаку. Побегам Пирата (собаке главной героини повести) автор припмсывает некий мистический смысл без объяснений конкретных причин. В нашем случае причиной была  любовь собаки к власти. Ризен большой, у местных шавок он соазу делался вожаком и ни за что не хотел покидать этой должности. Три раза мы его находили, после побега и все три раза он нас не узнавал. Выпучив глаза, пробегал мимо, как будто никогда  и не был с нами знаком. И такой бывает собачья верность!
В заключение позволю себе дать автору маленький совет. Мне не понравились оба варианта названия. Первый, "Портретик в рамочке" —  вообще ни о чём. Банально и блёкло. Второй был бы неплох, если б не вставка "плюс".  "СТРАСТИ плюс МОРДАСТИ" подразумевает, что "мордасти" — отдельное слово. Но такого слова в языке покамест нет. Конечно, его можно придумать, как сделал это Воннегут с карасом. Но, мне кажется, это не тот случай. Страсти-мордасти" — устойчивое словосочетание, пусть таким оно и остаётся. Помимо этого, "СТРАСТИ плюс МОРДАСТИ" — длинновато для броского названия. Как мне кажется. Вероятно, для публикации в издательстве потребуется третий вариант. Над которым есть ещё время подумать.
От души желаю удачи! В доработке рукописи, в новых начинаниях — во всём!

Марина Денисова, дирекор ДДТ.
(Тула )

Оценка: 
Ваша оценка: Нет Average: 6.2 (5 votes)